Казалось бы, технологии строительства существуют уже тысячи лет и не должны сильно отличаться между странами. Но по факту оказалось, что климатические особенности, доступность материалов и технологий, традиции и навыки людей вносят существенные коррективы. Настолько существенные, что я не мог себе представить, сколько сил и времени придется потратить.
Начинаем мы, конечно же, с плана. Что может быть проще? Люди, которые отмеряли землю, порекомендовали инженера, который пришел на встречу вместе с молодым архитектором, и уже наполовину готовым планом дома. Я им объяснил, что хочу, нарисовал ручкой на бумажке примерный план, и отправил работать.
После нескольких итераций, план был готов (на 25 листах, включая виды с разных сторон, детали фундамента, бетонных балок, виды с разных сторон, водопровод и канализацию, электропроводку и даже схему sanitary tank).
Даже визуализацию в 3D сделали. За все это отдал 20 000 песо.
Здесь и дальше цену буду указывать в песо. По сегодняшнему курсу 1 песо = 1.37 рубля.
Подготовка
Вообще на Филиппинах с крышей над головой достаточно легко. Температура всегда держится от 27 до 32, поэтому любой простейшей защиты от солнца и дождя достаточно для жизни.
Так барак выглядит примерно через год. Поменяли крышу на некое подобие соломы (называется nipa), и подвели электричество (об этом позже).
Дорога
Проехать можно, но страшно, и не до конца (речка мешает). Я один раз попробовал, из за наклона дороги, чуть не слетел в овраг по скользкой траве (которая уже через две недели выросла), зацепился за какие-то камни, и часа два с помощью рабочих выезжал.
А стройматериалы доставлять надо.... Поэтому мы начинаем проект строительства дороги. Сначала, с частными компаниями (которых на острове две), а потом, ужаснувшись ценами (только 20 000 песо - доставка бульдозера, и 8 500 - час работы), ищем другие пути.
В результате договорились с капитаном (кто-то вроде мэра городка), и получили государственную технику на пару дней. Пришлось заплатить за солярку, труд рабочих, и небольшие подарки принимающим решения.
Получилось неплохо.
Земельные работы
Цемент с песком, кстати, мешают прямо здесь, лопатами.
Доставка
Расскажу немного о доставке. С грунтовой дорогой, не покрытой щебнем, это оказалось не так легко - особенно если дорога влажная после дождя. Поэтому грузовики со стройматериалами поднятся не всегда могут.
Последние 50 метров оказались особенно проблемными, и даже если грузовик поднимается, ему крайне сложно развернуться.
Вода
С водой возникла неожиданная проблема. Эти ребята вызвались "пробурить" скважину за 40 000 песо на условиях "no water - no pay". Две недели старались - не смогли. При этом взяли залог и сильно просили не просит его обратно, так как залог ушел на зарплату рабочим и еду.
Здесь люди вообще не умеют работать по конракту. Для них контракт - это побольше денег, а то, что риски тоже их - совершенно отказываются понимать.
CHB
Если бы я строил еще раз, то, наверное, вместо CHB использовал бы фанеру или hardiflex (что-то вроде влагостойкого гипсокартонная). Несмотря на вроде бы более дорогие материалы, сильно сэкономил бы на труде и времени - уж очень долго CHB штукатурить.
Почему не пенобетон? А потому что его здесь нет! Никто не производит и не продает пенобетон, хотя по климатическим условиям он бы подошел идеално.
Хотите переехать на Филиппины и иметь заработок - привозите небольшой пенобетонный заводик - и вот вам пустая и практически готовая ниша.
Электричество
Палаван - такое место, где, наверное, половина населения не имеет электричества кроме простых солнечных батарей или генераторов. Мне повезло - 220В есть на бетонной дороге, всего в 800 метрах.
Покупаем километр провода (50 000 песо, gage 2), просим местных доставить 50 "столбов", вкапываем их и кидаем провод.
Надо сказать, что на Филиппинах несколько устаревшие понятия о технике безопасности. Например, нулевой провод изолировать не принято (изолируется только фаза), а о заземлении даже не слышали. Большинство устройств, включая стиральные машины и водонагреватели в душ, продаются с отдельным (не в вилке) проводком для заземления, который обычно просто болтается. А от металлических частей ноутбука меня постоянно "щиплет", если я одновременно касаюсь их рукой и плиточного пола босой ногой.
На Палаване своя энергетическая компания - PALECO. С ними достаточно просто - надо было всего лишь показать фото подключения, заполнить заявку, заплатить пару тысяч песо, и через две недели уже приехал электрик, все проверил, установил счетчик и подключил провода.
Но стоит каждый кВт*ч - 12 песо!! Это 16 рублей! Будем стараться обойтись без кондиционеров.
Цены
Гравий 3/4 - 1300 песо за кубометр
Обычный песок - 1300 песо за кубометр
Мелкий песок - 1500 песо за кубометр
Цемент - 260 песо за 40 кг мешок
Арматура 10mm (6 метров) - 92 песо
Арматура 12mm (6 метров) - 132 песо
Арматура 16mm (6 метров) - 220 песо
Фанера 1/4 дюйма - 355 песо за лист 4x8 футов
Фанера 1/2 дюйма - 760 песо за лист 4x8 футов
Дерево (для опалубки) - 84 песо за штуку 2x2 дюйма и 12 футов длиной
Обратите внимание, что здесь намешаны метрическая и "имперская" системы. Несмотря на то, что официально на Филиппинах принята метрическая система, из за сильного влияния США, местные жители привыкли все измерять в дюймах.
Мне пришлось рассказывать своим строителям, что в 1 сантиметре 10 миллиметров. А размерность материалов и, например, сверл - это уже как придётся: есть и так, и сяк, вперемешку.
Я жил в России - с метрами и сантиметрами мне все было удобно. Жил в США - дюймы, футы и мили немного посложнее, но быстро привыкаешь. Но из за микса систем на Филиппинах - полнейшая путаница.
Зарплаты
На Филиппинах МРОТ - реальная сумма, которую реально платят и на которую можно жить.
Для строителей МРОТ - 270 песо с день. Столько получают рабочие без особых навыков.
Люди с навыками (каменщик, carpenter, plumber и т.п.) - 400-450 песо в день.
Прораб, у которого есть опыт строительства - 550-600 песо в день.
Работают 6 дней в неделю (воскресенье выходной), строго по 8 часов. Переработки оплачиваются дополнительно (просто пропорционально), оплачиваемых больничных нет, праздники выходными не считаются - все за свой счет. Большинство предпочитает в праздники работать чтобы не потерять доход.
Итог
Итак, на текущий момент я израсходовал:
2650 CHB 4" (это те блоки с дырками)
368 мешков цемента
51 кубометр песка
12 кубометров гравия
8 кубометров мелкого песка
5580 метров арматуры
76 кг проволоки
1 км провода
42 листа фанеры
56 кг гвоздей
Плюс трубы, розетки и другая мелочевка. Общая стоимость на текущий момент - 1 083 000 песо, из которых 341 000 - зарплаты.
О том, как я понял, что мой план - полное дерьмо с инженерной точки зрения, освоил структурный анализ (сопромат), уволил инженера, уволил прораба, добавил недостающие колоны, попробовал нанять прорабом русского парня, нашел наконец-то нормального прораба, а также сделал дизайн и построил крышу - в следующем посте.
Свежие комментарии