Сегодня хочу рассказать об одном из самых удивительных и красивых видов вышивки — Зардози. Изначально эта техника возникла в Средней и Передней, как тогда говорили, Азии, в Персии. Свои распространение вышивка Зардози получила во времена империи Великих Моголов, включавшей Индию, Пакистан, Афганистан.
А сегодня мы можем видеть ее во всем великолепии именно в индийской вышивке.Изначально Зардози предполагала золотное шитье, вышивку золотом, ведь и переводится это слово с персидского:зари — золото, дози — вышивка.
Пожалуй главной особенностью техники Зардози и по сей день является обилие золота и серебра, нарочитое богатство и яркость вышивки, использование обязательно металлических или металлизированных нитей. Кроме того, широко представлена канитель - да-да, канитель, это не только способ затягивания времени, но и прекрасный материал для вышивки! - повсеместно используются пайетки (вот в их недостатке индийцев точно не упрекнуть), металлические колечки, натуральный жемчуг и его стеклянная и пластиковая имитация, драгоценные камни, стеклярус, бисер и вообще все что блестит и переливается.
Кстати о канители. Русскому человеку она знакома главным образом по военной форме — именно канителью по сей день и зачастую вручную вышиваются погоны, головные уборы и мундиры наших военных, однако она может быть использована для создания художественных шедевров. Впрочем, канитель это тема отдельного разговора.
В качестве тканей используются бархат, шелк, парча. Стоит готовая вышивка совсем недешево, отчего доступна только состоятельным людям, либо покупается для особых случаев — свадьба, национальный праздник и прочее. В древности вышивались настенные гобелены и попоны для лошадей и слонов.
Конечно, сегодня мало кто вышивает настоящей золотой или серебряной нитью — это дорого и непрактично, подходит разве что для спецзаказа, а в целом дорогие материалы стали заменять более доступные, но не менее красивые, отчего и сама вышивка стала доступнее.
Вышивка Зардози процесс трудоемкий и долгий, занимаются им как женщины, так и мужчины. Причем изначально и традиционно занимались этой вышивкой именно мужчины. В отличие от России на Востоке никогда на встает вопрос о нормальности «мужика, который вышивает».
Что касается мотивов, то это, прежде всего, растительные орнаменты, а также звезды, цветки и пресловутые «огурцы», которые в данной технике приобретают неповторимое воплощение.
Так как вышивка выполняется обычно на больших полотнищах, в работе задействованы обычно сразу несколько мастером. Ткань растягивают на большой раме.
При всем великолепии и одновременно сложности вышивки в процессе изготовления используются самые простые инструменты — очень тонкий крючок и иглы.
(c) Евгений Дворников
Это вступление было сделано, чтобы показать совершенно волшебные работы мастера Шамсутдина.
Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардози но и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсутдина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!
Такие работы могут весить по несколько сот килограмм, поскольку мастер накладывает много слоев нитей поверх друг друга, чтобы добиться объемного эффекта.
Картина "Добрый пастырь"
Отец Шамсутдина в совершенстве владел техникой зардози, ему выпала честь дважды вышивать парадные наряды для британской королевской семьи.
Шамсутдин за годы работы создал невероятное количество картин, ковров, покрывал, накидок для слонов, расшитых драгоценностями. Все они сегодня оцениваются в сотни тысяч, а то и в несколько миллионов долларов. Над некоторыми изделиями Шамсутдин трудился годами: так, знаменитую вазу с цветами он вышивал в подарок жене на протяжении 11 лет, а другая его картина – «Добрый пастырь» – результат 18-летнего труда! Сложно даже представить, сколько часов было потрачено на создание каждой из этих удивительных вышивок!
Как и полагается, свои умения шейх передал сыновьям. Один из них, Раисуддин, стал продолжателем традиции, сегодня он открыл мастерскую в родном городе Агра, где десятки сотрудников корпят над холстами, создавая прекрасные произведения искусства.
Вышитый ковер
Объемная вышивка индийского шейха Шамсутдина
Источник:http://secret-stitch.livejournal.com/1070.html
Источник:
http://ochumelieruchki.info/topics/zardozi-starinnaya-vyshiv...
Источник:
Свежие комментарии