В наше время уже как-то принято считать, что гениальные современные художники непременно должны быть новаторами, с необычной или парадоксальной манерой письма, креаклами, живущими в перфомансе, людьми, поражающими наше воображение. И как-то за всем этим мы почти разучились видеть гениальность в классической живописи.
Но сегодня я бы хотела познакомить вас с творчеством выдающегося современного художника Ирика Мусина. По моему стойкому убеждению, мы с вами будем гордиться, что были его соотечественниками и современниками.Весна пришла
Осенняя распутица
Итак, Мусин Ирик Рашидович родился 20 октября 1966 года в г. Петропавловске, Казахстан. В 1991 году окончил Набережночелнинское училище искусств.
Член Союза художников Татарстана и России. Член общественного объединения «Альянс Современного Искусства». Постоянный участник региональных, республиканских, международных и зарубежных выставок. Победитель международных конкурсов современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге, Бухаресте и Берлине. В 2014 году награждён премией имени Н.И. Фешина в сфере современного изобразительного искусства от Российской академии художеств. Победитель Российской недели в Москве Russian Art Week 2010. Победитель международного конкурса живописи в Берлине Art Week in Berlin в 2011году.
Работы находятся в государственном музее изобразительных искусств г. Тюмени, в национальном культурном центре г. Казани, в доме-музее Бориса Пастернака г. Всеволодо-Вильва, частных и корпоративных коллекциях России, Англии, Франции, Турции, Китая, Греции, Румынии, Германии, США и других стран.
Снежное кружево
Ожидание
Ирик, несмотря на плотный график выставок, любезно согласился ответить на несколько моих вопросов.
Маргарита Кошкош: Добрый день, Ирик! Готовясь к интервью и поискав информацию в сети, я поняла, что Ваши картины достаточно «раскручены» (если можно так выразиться), а вот о Вас самих в интернете только скупые сведения. Это из-за Вашей скромности или Вы считаете, что за художника должны говорить его картины?
Ирик Мусин: Добрый день, Маргарита! Не вижу никакой надобности говорить о себе больше того, что уже сказано. И не настолько я уж скромен, чтобы вообще замалчивать о своей творческой биографии. А если художник говорит за свои картины, то можно с полной уверенностью сказать, что картина не состоялась, к тому же с художником не всегда бывает интересно говорить, часто он сам не знает ответа на многие вопросы, хотя это и считается плохим тоном. Но все художники разные.
Мороз и солнце день чудесный
М.К.: По Вашему мнению, что картины могут рассказать о Вашей личности?
И.М.: Думаю, что творчество художника — это не всегда показатель или определитель личности творца. Не исключено, что художник может быть негодяем и аморальным типом в рамках сообщества, в котором он живет, и при этом в своих произведениях прославлять добро, любовь и милосердие, и наоборот. Что касается меня, то это, скорее всего, мои внутренние переживания, вопросы, которые задает себе каждый человек, входящий в этот мир, ну к примеру: " Быть или не быть" и т. д. и т. п. Иногда это просто эмоция на какое-то яркое событие или визуальный объект. Мои произведения — это попытка самовыражения, но никак не характеристика моей личности.
Утро нового года
М.К.: В Вашей живописи меня поразило то, что яркие краски и динамичная композиция Ваших полотен оставляет ощущение щемящей грусти, предельной искренности и сопричастности к происходящему. Мне кажется, что это абсолютно уникальное явление. Вы сознательно к этому пришли или такая манера живописи сложилась сама по себе?
И.М.: Я, как автор, не могу объективно судить о своих работах, это уже привилегия зрителя, но по крайней мере стараюсь быть предельно искренним и, если произведение трогает сердце зрителя, то это, конечно же, приносит удовлетворение и радость.
Бабье лето
М.К.: В одном из интервью Вы сказали, что Вам нравится писать людей характерных, с большим жизненным опытом, так сказать, осень человеческой жизни, но и в пейзажах Вы предпочитаете писать осень и зиму. Вы любите подводить итоги?
И.М.: Каким же образом я могу выразить в картине эмоции и переживания, если это не характерный персонаж? А в пейзаже это передача состояния, мне нравится созерцать такие времена года, как осень, зима, весна. В них таинство, поэзия, музыка, вся палитра эмоций. А летние грозы — это чудо, не могу выразить словами, потому и пишу маслом.
Заноза
М.К.: Считаете ли Вы себя человеком с большим жизненным опытом?
И.М.: Считаю себя человеком, не умудрённым никаким жизненным опытом, ну, по крайней мере, до мудрости еще далеко.
Шепот осени
М.К.: Сказывается ли это на тематике и колористике Ваших работ?
И.М.: По правде говоря, не задавался этим вопросом. Главное для художника — не разучиться восхищаться окружающим миром и не истребить в себе желание его познать.
Колыбель
М.К.: Ирик, Вы всегда очень точно изображаете материальную культуру, костюм персонажей и сами Ваши герои относятся скорее к прошлому веку. Вы «подсматриваете» детали костюма в музеях или такие вещи еще сохранились в деревнях?
И.М.: Я еще с детства увлекался древними обычаями и традициями своего народа, его фольклором. Собираю древнюю утварь и костюмы, часто подсматриваю и в музеях.
Линия жизни
М.К.: Насколько я поняла, Вам очень важно быть причастным к жизни не земле, чтобы писать так искренне, но сами Вы живете в городе. Так удобнее или Вам просто достаточно жить в деревне только время от времени?
И.М.: Мне очень долгое время приходилось жить в сельской местности, и делал я это целенаправленно. Невозможно передать красоту природы своего родного края, сидя в городе в своей мастерской.
На скамейке
М.К.: В Вашей живописи много динамики, ветра и широких мазков. Создается впечатление, что Вы достаточно быстро пишете. Это так?
И.М.: Да, это так. Всегда стараюсь писать, как говорится, на одном дыхании, но многие сюжеты картин вынашиваю в себе очень долго, пока не найду подходящий персонаж.
Охота загоном
Поводырь
М.К.: Ирик, Вы пишите на заказ?
И.М.: Я очень редко пишу на заказ, потому как он вгоняет тебя в рамки данного заказа, не позволяет тебе творчески раскрыться. А если заказ на свободную тему, то пишу с великим удовольствием.
Прикосновение
М.К.: Скажите, Вы пишете по вдохновению или же у Вас достаточно организованный рабочий день?
И.М.: В этом плане я неорганизованный человек. Могу просто ничего не делать, бывает, и нахлынет вдохновение. Но правда и в том, что вдохновение приходит во время работы. С другой стороны, художник не всегда должен стоять за мольбертом. Если творец ничего не делает, то он все равно работает, он как бы накапливает в себе тот материал, который при удачном стечении обстоятельств выльется на холст и, возможно, станет произведением искусства.
Прощальная
М.К.: У Вас очень самобытная манера письма. Скажите, есть ли у Вас ученики?
И.М.: Учеников нет. Учитывая мой выставочный график, а выставляюсь я по многим городам России и за рубежом, физически не хватает времени на педагогическую деятельность. Иногда провожу "мастер-класс", но это всего лишь разовая демонстрация техники живописи.
Путь шамана
Северное лето
М.К.: Что бы Вы хотели пожелать поколению молодых художников?
И.М.: Если молодого человека Бог одарил талантом — это огромное счастье. Но этот путь очень тернист, он требует от тебя огромной отдачи внутренних сил, жизненной энергии и огромной веры в свое творческое предназначение. И многими вещами в жизни придется пожертвовать, потому как творчество забирает все твое время и жизненное пространство. Это не гламурная жизнь и не слава. Это прежде всего труд. Конечно, если говорить о вознаграждении, то оно придет, если думать не о коммуналке, а о великом. Молодому поколению я пожелал бы только одного: учиться. Учиться видеть, учиться думать, уметь прислушиваться к этому сложному и тонкому миру, много читать и стать образованным человеком, учиться у великих мастеров, у земли, у природы, и тогда всё сложится. Как мало надо для художника, правда? Пусть творчество вам дарит только радость!
Сладкое яблочко
Свежие комментарии