Лицевое шитьё ("живопись иглой") представляет собой шитье золотом и шёлком иконописных изображений.
|
Сама техника пришла на Русь из Византии вместе с христианской верой. С тех пор лицевое шитье получило очень большое значение в древне-русском обществе
|
Занимались этим видом шитья чаще всего особо зажиточные и знатные люди. Такое положение вещей сложилось потому, что материал для лицевого шитья был и остается исключительно дорогим, а сам процесс работы очень долог и тяжел, требует много свободного времени.
|
В каждом знатном доме существовала мастерская, в которой содержались мастера всех видов искусств, в том числе и швейного. Швейная мастерская называлась "светлицей"
В светлицах были собраны лучшие крепостные мастерицы-вышивальщицы, а сами работы светлиц были и остаются эталоном лицевого шитья, как в древнее, так и в настоящее время.
|
|
|
|
О тонкости восприятия окружающего мира свидетельствует необычайное разнообразие цветов и оттенков, которые подмечал древнерусский человек. Так, для красного цвета существовали названия: червчатый, багровый, гвоздичный, малиновый, рудо-желтый, кармазинный, брусничный, смородиновый, алый, маковый жаркий; для желтого — песочный, желтый, шафранный, соломенный, лимонный и т. п.
|
|
|
|
Шелковые нити для шитья употреблялись простые и крученые. Привозили шелк главным образом из Персии и Китая.
Серебряные и золотые нити были пряденые, то есть обмотанные вокруг шелковинки, волоченые в виде тонкой проволочки и сканые - перевитые с шелковыми.
|
|
|
|
|
Золото и серебро, как и драгоценные камни, также были привозные. Жемчуг применялся «гурмышский» и «кафимский» — привозной из Индии и Персии, через Азов и Кафу. Он был крупный «скатный» (круглый), особенно ценившийся, и «уродливый» — более дешевый. Мелкий и средний жемчуг добывали и во многих северных реках.
|
|
|
Излюбленными фонами для большинства произведений лицевого шитья были итальянские камки — «венецейки», по преимуществу червчатого (красного) или лазоревого (голубовато-синего) цвета, а также восточная тафта
|
|
Произведения «лицевого» шитъя ценились очень высоко и занимали важное место в художественной и общественной жизни Древней Руси. Их тщательно хранили в церковных и монастырских ризницах в богатых княжеских и боярских домах, передавая от поколения к поколению.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Свежие комментарии