... а еще о редком искусстве видеть прекрасное в привычном и малом, и о завидном умении гордиться тем, что имеешь... Да мало ли о чем еще! В общем, слушайте.
В королевской семье одной немного сказочной страны родился единственный сын и наследник. Назвали его в честь деда Фредериком. Детство мальчика не было сказочным: душевнобольной отец жил своей, весьма своеобразной и не очень нравственной жизнью, с матерью принца разлучили в четырехлетнем возрасте, когда ее, обвиненную в государственной измене и развратном поведении, выслали из страны, любимого доктора и первого воспитателя (а по совместительству любовника королевы) казнили. Дальнейшей жизнью наследника управляла мачеха отца, вдовствующая королева, с помощью обмана и угроз отстранившая от власти слабоумного пасынка-короля. Она страстно ненавидела и самого Фредерика, и всю его семью, но, дабы соблюсти приличия, к наследнику были приставлены учителя и воспитатели. Они и не могли дать мальчику блестящего образования, но привили любовь к родной стране, ее истории и природе, принц нешуточно увлекался ботаникой, астрономией, изучал сельское хозяйство, лесоводство.
Будучи неглупым, добрым и искренним юношей, подросший наследник смог вызвать доверие и любовь многих влиятельных вельмож и с их помощью отодвинуть от власти клан вдовствующей королевы. Так восемнадцатилетний Фредерик стал регентом при своем непутевом отце и единоличным правителем государства. Был он честен, справедлив и милосерден и потому первым делом отменил крепостное право в своей стране и рабство в ее восточных колониях, но удачливым в военных делах его нельзя было назвать даже с натяжкой, ибо именно при нем королевство проиграло ряд войн, потеряло значительные територии и почти полносью обанкротилось.
Однако, все это случилось гораздо позже, а пока двадцатидвухлетний принц Фредерик заказывает на королевской мануфактуре (которую, кстати сказать, основала ненавистная отцовская мачеха) роскошный подарок для удивительной женщины и просвещенной правительницы огромной загадочной страны России. Мы помним, что Фредерик был страстным любителем природы, а русская императрица большая поклонница наук и искусств, и потому рисунками на столовом сервизе должны были стать копии знаменитого ботанического многотомника (это издание — отдельная невероятная история длиной более 120 лет!).
Работа над фарфоровым шедевром длилась много лет, так как основную живописную работу выполнял один-единственный мастер. Работал он не покладая рук 12 лет, срисовывая растения непосредственно с атласа, так как они должны были изображаться в натуральную величину, максимально точно и без повторов. Крохотными фиалками художник украшал чайную чашечку, а высокими наперстянками — большое блюдо. Равное внимание мастер уделял и роскошным цветам, и скромным мхам, грибам и папоротникам, демонстрируя истинно научный непредвзятый подход к делу. Говорят, что множество его подмастерьев потеряло зрение, выполняя такую тонкую и кропотливую работу при свечах и лучинах. Получился сервиз на 100 персон, состоящий из 1802 предметов.
Однако предполагаемая хозяйка этого столового изобилия так его и не увидела, скончавшись, когда готова была лишь половина работы. Так уникальная фарфоровая флора осталась у короля Фредерика. Он приказал в родовом замке обустроить специальную комнату для хрупкого шедевра, где он хранится и по сей день, а монаршее семейство пользуется им с величайшими предосторожностями и только по особым случаям. А новые и новые поколения художников до нынешнего времени, ставя перед собой ботанические листы, делают точные копии сервиза, выпуск которого не прекращается уже более двухсот лет.
Такая вот сказка:
- о датском принце Фредерике VI, который беззаветно любил родную природу;
- о российской императрице Екатерине II, которой не суждено было познакомиться с такой торгательной в своей простоте скандинавской флорой;
- о королевском сервизе "Флора Даника", ставшим славой и гордостью датских керамистов;
- и о Датской фарфоровой мануфактуре Royal Copenhagen, где чтут традиции и бережно сохраняют искусство своих предков.
Свежие комментарии