На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сделай сам

123 874 подписчика

Свежие комментарии

Как обучать взрослых, которые хотят, но боятся творить: мой опыт

А также, что даёт взрослым лепка из глины? И почему работать с ней может каждый?

Я много лет обучаю взрослых работе с глиной (сейчас это курсы по ажурной керамике). Почему-то считается, что лепить из глины нужно исключительно детям, ведь это полезно для развития мелкой моторики. Действительно, полезно, но взрослым такие занятия дают гораздо больше. 

обучение лепке

Если для детей это всего лишь один из способов познания мира, развитие и игра, то взрослым глина помогает обрести гармонию личности и раскрыть собственное «Я». 

Звучит, конечно, пафосно, но я сейчас поясню. Работа именно с природной глиной дает неповторимые тактильные ощущения. Соприкасаясь с ней, вы соприкасаетесь с энергией природы. Это живой материал из недр земли. 

Эффект от работы с глиной можно сравнить с прогулкой по лесу, которая также гармонизирует внутренне состояние человека, уставшего от мегаполиса. Или даже с поездкой на море. Глина — это спасение от стрессов, усталости, плохого настроения и прочего негатива.

уроки для взрослых

У взрослого человека, порой, нет лишней минутки, чтобы вспомнить о себе. То одно, то другое, то третье... Зато когда остаешься наедине с глиной, отключаешься и забываешь обо всем. Вы скажете, что подобное происходит при любом виде творчества. Да, это так. Но помимо всего прочего, глина, как природный (и лечебный!) материал, вытягивает все плохое и отдает хорошее. И человек становится немножко счастливее и свободнее, эмоциональное состояние улучшается. 

уроки лепки

Если же говорить о творчестве, глина дарит огромные возможности даже тем, кто не очень «дружит с руками», но тянется к прекрасному. Этот уникальный материал позволяет даже грубое с собой обращение. Неаккуратность при лепке совсем некритична, можно после сушки обработать изделие, после обжига покрыть блестящими глазурями и получится оригинальная и эффектная авторская вещь.

мастер-класс по лепке

В свое время я не раз заключала пари с людьми среднего и старшего возраста, которые уверяли, что не смогут ничего слепить, поскольку им это якобы не дано… И, знаете, я еще не проиграла ни одного спора! Возможно, это особенности моей методики обучения взрослых, о ней я расскажу чуть позже. Но я больше склоняюсь к тому, что в каждом из нас течет кровь гончара. 

Древние люди сами себе лепили из глины посуду. Лепка заложена в нас на генном уровне. А ведь взрослых чаще всего останавливают примерно такие мысли: у меня не получится, я никогда этого не делал, нужно иметь художественные способности и т.п. А по факту — не нужно ничего. Просто берешь в руки глину и лепишь. И как только человек это осознает и почувствует, в нем раскрывается большой творческий потенциал.  

Я не провожу тематические мастер-классы, типа: «учимся лепить кружку» или «делаем прорезной подсвечник». Впрочем, иногда использую такие формулировки, но лишь для привлечения внимания и потом уже объясняю: лепить вы можете что угодно. 

курсы по лепке

Я не практикую традиционную методику постепенного обучения «от простого к сложному» из серии: сегодня лепим бусы, завтра тарелку, послезавтра подсвечник, а в конце курса люстру. Если человек хочет сделать люстру на первом занятии, почему нет? Даже если она получится несовершенной, это будет его родная и любимая первая работа, которую можно использовать по назначению. А оттачивать мастерство можно уже потом на других изделиях.

Я всегда исхожу от желания ученика. Не будем забывать, что керамика — очень функциональный вид творчества. Кому-то нужна кружка на работу, кому-то кулон на шею, кому-то подарок ко дню рождения… Многих учеников притягивает именно такая функциональность. На это и делаю упор — мы создаем красивые и полезные в хозяйстве вещи, которыми и пользоваться приятно, и подарить не стыдно. 

На занятиях царит полная свобода творчества! Я никогда не задаю шаблоны, просто рассказываю, каким способом можно сделать ту или иную вещь, а идеи уже у каждого свои. Если вижу, что на каком-то этапе получается не очень, обсуждаю это с учеником, предлагаю варианты решения. Но если человек хочет, чтобы было именно так, пожалуйста! 

Иногда мы всей группой размышляем, как могло бы получиться лучше, а дальше автор сам принимает решение. Моя цель — дать человеку возможность раскрыться творчески, получить удовольствие от процесса и от собственного изделия. А все остальное — авторское видение. Так и только так.

На первом занятии частенько происходят «затыки» — человек не привык, чтобы его спрашивали: как ты хочешь лепить? Привык, что ему покажут, что и как надо делать. Тогда я предлагаю несколько вариантов, демонстрирую образцы. Ученик выбирает и делает «по образу», но и сам не замечает, как запускается творческий механизм. Ведь я начинаю снова предлагать варианты. Например, из какой глины лепить; какого размера «колбаски» катать; рассказываю, как можно модернизировать и видоизменить это изделие. Про вариации с цветом я вообще молчу! И волей-неволей включается и воображение, и фантазия. Ну а затем обычно возникает другая проблема — человек хочет и то, и это, и еще вот такую вот вещицу придумал. Поэтому параллельно создает несколько произведений.

Еще один важный нюанс в работе с глиной — стали лепить, допустим, кружку, а получается миска. Тут ни в коем случае нельзя переделывать или начинать заново. Человек уже вложился в работу и ему ее жаль. Временно забываем о кружке и доделываем ее как миску, попутно думаем, кому из друзей может пригодиться такая чудесная посудина. 

Глина — удивительный материал, она прощает все ошибки и дает неповторимые эмоциональные ощущения и уверенность в том, что твоим рукам подвластно многое! Ведь изначально была одна идея, а слепилось совсем другое. Мозг вновь фонтанирует креативными мыслями, а руки опять лепят по-своему. И результат порой непредсказуем для самого же автора. Он не лучше и не хуже первоначального замысла, а просто другой. Это уникальный и очень интересный опыт для любого человека.

Ну и в завершение — еще несколько работ учеников: 

 
 
 

 Автор - Мария Матюкина.

Источник

Картина дня

наверх