Так получилось, что за предыдущую неделю я дважды услышала имя этой художницы. И тогда я, желая удовлетворить свое любопытство, залезла в интернет и неожиданно открыла прекрасного художника уникального дарования, к сожалению, мало известного в нашей стране. При жизни она была почитаема узким кругом людей искушенных, известных художников и искусствоведов, только спустя годы получила постоянную экспозицию работ в Отделе личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. И только в 2011 году был выпущен альбом-монография совсем маленьким тиражом в 500 экземпляров.
Александра Давидовна (1925-1992) училась в Строгановском училище у Павла Кузнецова, занималась в студии у Бориса Чернышева, потом работала как художник-монументалист. 20 лет (1961-1981) преподавала в знаменитом ЗНУИ (Заочный народный университет искусств).
Много писала и рисовала «для себя» до конца 70-х. Александра Лукашевкер писала маслом, но поверхность ее этюдов оставалась по-фресковому легкой и светлой благодаря непринужденной свободе широкого мазка и очень осторожному использованию тяжелых, темных тонов, заменяемых серебристо-синими и лиловатыми. Когда у неё обнаружилась катаракта, врачи запретили писать. Но не творить она не могла и открыла для себя новый материал — вышивку.
Александра Лукашевкер писала: «После долгих лет работы над станковой живописью, поисков органического спонтанного цвета и пространства, после немногих монументальных работ, оставивших чувство нереализации, чувства недостижимого, высокого и только нащупываемого результата, происходящее отчасти от внешних, отчасти от внутренних причин, я неожиданно для себя обратилась к вышивке. В самом начале работы над вышивкой была радость от того, что с помощью соприкосновения ткани и нитки, их взаимодействия можно сделать совершенно не то, что в другом, привычном для меня, материале — живописи маслом, мозаике и т.д. Хотя нужно сказать, что цветовое построение, "вхождение" одного цвета в другой и направление стежка (штриха) шло во многом от мозаики»
Совершенная оригинальность вышивок состоит в том, что это для нее тоже сугубо живописная техника. И потому ее крошечные вышитые пейзажи, миниатюрные головки, цветы, при всей их тонкой декоративности, отличаются чисто живописной целостностью колорита и пластики. Удивительно, как работает художница с пространством внутри изобразительной плоскости.
Вышивки Александры Лукашевкер не декоративные вещи, хотя они очень красивы. Это живопись, как та, что на холсте. Художница кладет стежок как миниатюрный красочный мазок. И это было её открытием, потому что, никто так никогда раньше не делал. Живописные вышивки Александры Лукашевкер являются особым видом искусства, которое пока никто вроде не перенял, но которое внесло в стихию искусства новый элемент, новые возможности. И это её изобретение, с которым она вошла в историю искусства.
Приятного просмотра, дорогие мастерицы!
После просмотра таких прекрасных работ мне захотелось вновь взятся за иглу, а может быть даже попробовать совместить металл и вышивку. В общем, вдохновилась. Надеюсь, что эти прекрасные картины вдохновили не только меня.
Свежие комментарии