На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сделай сам

123 879 подписчиков

Свежие комментарии

Искусство ткачества как всё начиналось

Перефразируя известное выражение, можно сказать: мы-то, что мы носим. Это значит, что любая одежда не столько представляет собой набор утилитарных предметов, сколько отражает суммарный опыт человечества. При чём речь в первую очередь идёт не о фасоне или крое наряда, а о ткани из которой он изготовлен. Самая простая вещь, например футболка из хлопка, стоит недорого и доступна каждому желающему лишь потому, что на протяжении тысячелетий люди совершили множество полезных изобретений и превратили их в технологии. Для создания футболки нужны земледелие, прядение, ткачество, окраска, логистика, торговля. А также одновременные усилия многих людей. Если современный человек внезапно окажется вдали от цивилизации, где-то на необитаемом острове, то не сможет повторить технологический цикл, необходимый для производства ткани. 

Ткань, бесспорно, одно из самых величайших изобретений человечества, длительное время считавшееся вершиной прогресса, источником богатства и символом социального статуса. Между тем история ткани не такая уж древняя. В промежутке от 170 до 83 тысяч лет назад человек (тогда даже ещё не сапиенс) начал использовать шкуры, листья. В диапазоне от 60 до 30 тыс лет назад появились костные иглы для шитья шкур. Между 9 и 17 тысячелетиями до н.э. люди научились изготавливать тканые материалы из растительных волокон и шерсти животных. Массовый переход народов Евразии на тканую одежду начался примерно в 5 - 4 веке до н.э. Таким образом, человек использует ткань для изготовления одежды не более 4-6% своей истории. 

Сама история ткани состоит из непрерывных инноваций. Первым ткацким станком вероятно, была обычная перекладина, к которой крепились нити основы. Нижняя часть основы крепилась на поясе ткача, если полотно было узким или притягивалось к земле специальными грузиками. Затем было придумано множество различных приспособлений , позволивших изготавливать тонкие прочные нити и ткани с различными переплетениями. Уже в др. Египте в 5 тыс до н.э. египтяне вырабатывали льняной текстиль, имеющий на квадратном сантиметре 48 нитей в основе и 60 по утку. По этой же технологии стали изготавливать ткань из хлопка, шерсти, коконов шелкопряда, джута, гибискуса, рами, агавы, конопли. Долгое время развитие ткацкого дела шло по линии совершенствования технических приспособлений и качества выделки. Пока в эпоху промышленной революции люди не изобрели паровые станки и синтетические ткани. С тех пор ткань можно производить в любом количестве при сохранении низкой себестоимости.

 

 

На картине Исаака Клааса ван Сваненбурга (1538-1614) изображён весь процесс производства шерстяной ткани, от прядения до ткачества. Шерсть играла важную роль в экономике Европы, а голландцы славились качественными тканями. 

Войлок - лёгкий, прочный и экологичный материал, в изделиях из которого тепло в холод, и достаточно комфортно при жаркой погоде. Войлок не пропускает влагу., но воздухопроницаем. Простой в применении и изготовлении, он до сих пор используется в создании национальной одежды на Кавказе, Центральной Азии, Монголии. Основной материал для выделки войлока - шерсть овец, но также коз, альпак, верблюдов, ангорских кроликов, собак, яков, даже бобров. Наиболее ранние найденные образцы войлока из Турции относятся к VII - VI векам до. н. э. но, возможно, данный тип текстиля появился ещё раньше. Шумерские мифы приписывают идею валяния шерсти основателю III династии Ура царю Ур-Намму (2112-2095 годы до н.э.), но историки предполагают, что уже в те времена войлок уже активно использовался для изготовления поддоспешной одежды. С Ближнего Востока войлок распространился по всем сторонам света, но наибольшую популярность получил у кочевых народов Азии. Украшенные аппликацией изделия из войлока часто встречаются в захоронениях скифов и гуннов, а так же тибетцев. 

По мере распространения овцеводства нововведение переняли жители Кавказа и Балкан, а затем Сибири и Северной Европы. Русское слово "войлок" происходит от татарского слова ojlyk - покрывало. Для скотоводов Евразии войлок был бесценной находкой - плащи головные уборы из шерсти позволяли пастухам и воинам легче переносить суровый климат степей и гор. Из войлока делают кавказскую бурку, арабский плащ, балканская войлочную куртку, среднеазиатский чапан (кафтан), излюбленная туркменами япанча - вяленный плащ с рукавами из овечий шерсти. Традиционные цвета туркменского войлока - белый, красный и чёрный, а главный узор - стилизованный бараний рог. 

Из войлока делали не только плечевую одежду. Самый известный головной убор из войлока - колпак. Цари Вавилона и Ассирии носили белую конусообразную войлочную тиару кидарис. 

 

 

КИДАРИС.

Персы изобрели высокий остроконечный капюшон башлык, который прижился на Северном Кавказе,  а оттуда попал в русскую армию, где его начали шить из сукна. 

 

Казак в башлыке
 

 

Казак в башлыке.

 В XVIII - XIX веках киргизские предводители носили белый войлочный ак, калпак расшитый золотой нитью, невесты надевали отороченный мехом и украшенный перьями, серебром или жемчугом белый головной убор шекуле. 

 

 

 

Кыргызка в шекуле 1870 г фото. 

 

 

 

Кыргызки невеста в шекуле.

А традиционной мужской одеждой был войлочный халат кементай. Из войлока делали и сапоги орус чокои. На Руси войлок появился при монголах, в хжу были полувойлоки тканые, а затем подвалянные материалы, а самым популярным материалом из войлока стали валенки. 

А вот в Европе популярностью пользовался фетр - более мягкий и тонкий материал, для изготовления которого применялся тонкий пух коз и кроликов. Из него делали аксессуары, обувь, головные уборы. В начале ХХ века из фетра начали изготавливать мужские шляпы федоры, трилби, хомбурги.

 

 

 

Шляпа хомбург.

 

 

 

Трилби шляпа.

 

 

 

Федора шляпа. 

Первый валяный станок изобрели только в 1846 году так как войлок не требовал сложной обработки. Кочевые племена использовали лишь чесальный гребень. Форма не ограничена станком поэтому размеры и форма полотна можно сделать любой формы и размера.

Сначала одежда повторяла контуры тела приталенную и расширяющуюся к подолу с припуском чтобы не стеснять движения. Потом войлок превратился в базовую основу на него нашивался другой материал мех, тесьма, кожа, ткань, бисер. Его украшали стёжкой и вышивкой. Изначально использовали натуральные цвета потом стали использовать красители из натуральных материалов. 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх